Чего Вы ожидаете от посещения школы?

Чего Вы ожидаете от посещения школы?

Вы задумывались о том, с какой целью вы отправили ребенка в школу? Какого результата ожидаете от посещения школы в течение 11-12 лет? Есть ли у вас точное определение, помимо расплывчатого «надо получить знания, чтобы потом поступить в ВУЗ, а после получить работу”?


Чаще всего родители хотят:
1. Чтобы ребенок закончил школу/класс только с хорошими оценками — 4 и 5, сдал на высокий балл на выпускных экзаменах (тестах).

2. Вернуть ребенку интерес к учебе, избавить его от страха перед учителями, предметами, большим объемом учебного материала.

3. Помочь ребенку осваивать школьную программу быстрее, легче, качественнее, при этом высвободить время, которое можно будет проводить интереснее. Разнообразить занятия, найти новые увлечения. 

Мамы, выбирающие цель №1, постоянно находятся на грани депрессии, дергают себя и ребенка, жужжат над ним, как бензопила «Дружба». В результате — невроз, истерика, ребенок «закрывается» от родителей. Повышение уровня гормонов стресса не сулит ничего хорошего: притупляется способность к обучению, запоминанию и концентрации внимания. Кстати, достижение целей №№ 2 и 3 влечет за собой исполнение и первой 🙂 Чуть позже вы поймете почему. 

Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII — начала XIX века), называл антипсихологической.
Информации сейчас много, ее легко получить, мир меняется стремительно — это факт. Куча статичных знаний не нужна никому, тем более, многое на сегодняшний день устарело. 

«Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщить им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются — это преступно», — М. Казиник. 

Другое дело — уметь ее находить, структурировать и анализировать, отличать ценную от инфомусора.

Сама по себе информация не нужна, бессмысленна. Она имеет ценность в сочетании с критическим мышлением и креативностью.

Людьми, которые не умеют критически оценивать информацию, легче управлять. Но мы же хотим вырастить самостоятельного, счастливого ребенка, отсюда вывод — помочь ребенку развить этот навык, который ему жизненно необходим. 

В наше время ценны мета-знания, изучение предметов на стыке наук и умение мыслить ассоциативно — именно так возникали великие открытия и создавались новые изобретения.

Каждый предмет нужно видеть не разрозненными кусками (параграфами), а целиком и в купе с другими предметами.  В наших силах помочь ребенку освоить умения, которые помогут ему и в обучении, и в генерации новых идей, разовьют креативность, а не заставлять его выучить параграф № такой-то — это бессмысленно. 

Как было раньше?  
Учишься, выбираешь профессию на всю жизнь, начинаешь двигаться по карьерной лестнице снизу вверх. 

Как сейчас?  
Специальность можно менять всю жизнь в зависимости от того, что тебе интересно в данный момент.

«Если все делать на отлично и очень хорошо, не будет шанса быть в чем-то лучшим», 

— Л. Петрановская.

Ребенка нужно постоянно приучать, заставлять, принуждать, воспитывать «силу воли”, иначе вырастет неприспособленным к жизни. Основной аргумент: «Во взрослой жизни придется делать не то, что хочется, а то, что надо».

«Воля — это сила желания строить счастливую жизнь. Воля жить сообразно своим желаниям и является основным действием, которое диктует любовь человека к себе. Желание — движитель по жизни. Подлинное желание дает невероятную энергию преодоления. 

Любить себя — значит иметь волю жить сообразно своим желаниям, значит самому строить реальность своей жизни, а не подчиняться обстоятельствам», — А. Максимов. 

А давайте начнем с себя. Что вам больше всего не нравится делать? Гладить белье, мыть посуду? С сегодняшнего дня начните воспитывать силу воли — гладьте белье по 6 — 8 часов в день! После этого подойдите к мужу за словами поддержки и сочувствия, а он вам скажет: «Как дела с глажкой? Достаточно ли хорошо ты погладила белье (равно — какую оценку ты за это заслужила/получила)? Теперь иди и погладь ещё (равно — сделай домашнее задание).»

Только желание и интерес способны подрывать меня каждое утро с кровати. Когда я занята любимым делом, меня «несет», я в потоке идей, мыслей, креатива, меня не надо заставлять — я счастлива! Какая сила воля? Никакая воля не заставит делать то, что я не хочу, только желание и интерес. 

Помочь детям найти их интерес, помочь развить его — вот наша задача. А не учить тому, как перестать чувствовать, слышать себя и безукоризненно исполнять чью-то волю ради одобрения и хорошей оценки. 

Наверняка у вас возник вопрос: «Как же тогда обучать детей? Они ничего не хотят, заставлять их нельзя — замкнутый круг».  
1. Осознать, что же вы хотите в отношении образования. Определиться с целью. 

2. Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится.

3. Научиться самой и научить ребенка учиться. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий. 

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой. Но об этом позже.

Моя цель — видеть ребенка счастливым и образованным, готовым к самостоятельной жизни.  А ваша?  

Светлана Краузе