Ваш ребенок тоже не хочет ходить в школу?

Ваш ребенок тоже не хочет ходить в школу?


Оказывается, у чудовищного нежелания детей учиться есть 6 основных причин. 

1. Мозгу нужно видеть весь объект изучения, его структуру и иерархию.

90% мам школьников волнуют схожие проблемы: интерес к обучению у ребенка-школьника падает с каждым годом, ребёнок искренне старается, но знания поверхностны и быстро забываются сразу после сдачи экзаменов или зачётов, школа воспринимается как неизбежная обязаловка, учёба занимает все время, даже на каникулах «подтягиваем» тот или иной предмет, учиться скучно, трудно, неэффективно. Попробуем разобраться, почему так происходит!

Мы видим окружающие нас предметы целыми, а не кусками — часть следует за целым, а не наоборот. Эти предметы взаимодействуют друг с другом, есть определённая структура и иерархия. Не прыгают ноги лягушки отдельно от неё самой, голова, как ни странно, переходит в тело. Мозгу нужно сначала показать лягушку целиком, а затем уже переходить к отдельным частям тела для дальнейшего изучения.

В школе изучение предмета происходит кусками (параграфами). Не ставится цель — показать всю науку, из чего она состоит, какие в ней есть взаимосвязи. Вызубрили кусок, сдали, забыли, перешли к новому куску. Мозг ребёнка в недоумении — что изучаем, на что это похоже, из чего состоит, как связано с другими предметами?

Угадайте что изображено на картинке?

Угадали?

На первой — ресницы, на второй — банан, на третьей — мел.

Что вы почувствовали, разглядывая фото? Недоумение?
Вот так же чувствует себя ребенок — он не понимает того, что изучает.

Появляется ощущение, что, например, русский язык — набор терминов и правил и их количество стремится к бесконечности. Ребенок чувствует себя в темном лесу без тропинок и дорог и не может найти оттуда выход. У него появляется страх и эмоциональное угнетение. В таком состоянии мозг работать не будет, на первое место выйдет инстинкт самосохранения. Именно поэтому дети «закрываются», находят отдушину в интернете, играх, в дворовых компаниях.

Любите бродить в темном, незнакомом, заросшем лесу? Вот и ребенку это тоже не нравится. Пойдете по доброй воле в такой лес? Тогда почему вы удивляетесь, что ваш школьник делать этого не хочет?


2. От простого к сложному с закреплением нового навыка

 Этот пункт не противоречит первому. Поясню: мы увидели всю лягушку целиком и теперь изучаем лапку. Начинаем разбираться со строением и уже потом переходим к более сложным элементам — химическому составу тканей этой лапки.

Например, вы учитесь водить машину. Вам показали, как трогаться с места. Показали пару раз и сразу перешли к разбору другого движения — назад. А то и того хуже, без умения трогаться с места, учат поворачивать налево/направо. Ни одно из движений не довели до автоматизма и выпустили на автостраду со словами: «А вот теперь ты умеешь ездить. Вперёд!».

Школьную программу составили таким образом, что если ребёнок пропустил хоть одну тему по любому школьному предмету, дальше он совсем не может понять предмет. Вам хотелось бы оказаться в роли тугодума? Стресс и угнетённое состояние гарантированы.

3. Образно, творчески.

Представьте, что с вами на протяжении нескольких часов ежедневно, 5-6 раз в неделю 11 лет разговаривают на тарабарском языке и обращаются к той зоне мозга, которой ещё нет! Мозг просто не в состоянии «съесть» то, чем его кормят. Поясню.

Язык мозга — образы. Если мы не можем представить то, что объясняют, мозг это не поймёт. А объяснять с помощью замысловатых слов, как это делают в школе, бессмысленно. Учёные прогнозируют, что в ближайшие годы будут востребованы люди, обладающие новым образом мышления — мыслить контекстом, а не отдельными фразами.

Сравните:

  • Наре́чие — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Ну и чтобы «добить» мозг ребёнка окончательно, добавляют: «процесс образования наречий называется адвербиализацией». Занавес!

или

  • * Есть такая страна, она называется «Речь». В ней живут сказочные жители — части речи. В этой стране живёт всезнающая тётенька Наречие. Она работает в Главном центре информации, где содержатся все сведения обо всем: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? и Почему? Наречие может ответить на эти вопросы только одним словом, которое и называется наречием. А ещё тётенька Наречие разводит кактусы, гдетусы и когдатусы…


Какое из этих объяснений будет понятнее ребёнку 13-ти лет? Именно в этом возрасте изучают Наречие. Комментарии излишни.

Тогда почему в обучении используют только ограниченный набор инструментов? — «сухие» учебники, напичканные чудовищно огромным количеством ненужной информации, написанные на тарабарском языке, без привязки к окружающему миру, тесты в формате единственного выбора, запрет на игры, двигательную активность.

Творческий подход в сочетании с логикой позволяет обрабатывать информацию быстрее, проще, красочнее, интереснее — достигается эффект сверхобучаемости. Задействованы все возможности мозга.

4. Скука


Татьяна Черниговская в одной из своих лекций говорит, что для обучения важна любая эмоция, но только не скука. «Не нужно сидеть вот так-то и так-то, хочет ребенок изучать предмет вверх ногами, пожалуйста! Нравится с музыкой, да, в кафе — да. Все это индивидуальные вещи!» А как вам нравится заниматься? Сидя за письменным столом неподвижно в течение нескольких часов?

В наших школах преподают катастрофически занудливо и серьёзно. Если человеку скучно, мозг «делает» вывод о том, что информация не важна и усваивать ее не нужно. Более того, зачастую сами родители считают, что процесс обучения — дело очень серьёзное! Скука из школы переходит домой.

«Игра — это возможность передать ребёнку живое отношение к жизни… Игра необходима и нам, взрослым», — А. Максимов, автор книг по психофилософии и воспитанию детей, телеведущий, писатель.

Игра, смех, движение во время занятий расценивается как мешающее излишество. А это необходимо для эффективного обучения! Кстати, Шими Канг, психиатр, утверждает, что нехватку игр у детей можно приравнять к нехватке сна.

Через игру, творчество, движение дети осваивают знания в десятки раз быстрее, на одном дыхании. Через увлекательные занятия возрождается интерес к познанию мира. Доказано на практике. 

Искренне не понимаю, почему открытия, достижения учёных и великих педагогов не учитываются в нашей общеобразовательной системе. Не перестаю удивляться этому!


5. Знания запихивают!

«Знания нужно не запихать, ими нужно зажечь!», — обожаю эти слова М. Казиника, скрипача, искусствоведа, педагога, культуролога, писателя-публициста, поэта. Мир информации изменился радикально, а способы освоения этой информационной лавины остался на уровне каменного века. Знания впихивают любыми возможными и невозможными способами! Какая уж тут любовь к обучению?! Остаться бы в живых да сохранить здоровье.

Знания сами по себе бесполезны. Они работают только в сочетании с творческим подходом, критическим мышлением и умением принимать нестандартные решения.

Важно научить ребёнка:

  • как собрать информацию, как получить ту информацию, которой нет в учебниках, что с этой информацией делать;
  • как её изучить, научить учиться, правильно классифицировать и упаковывать информацию;
  • как концентрироваться, контролировать внимание и память.

И этот процесс должен быть в удовольствие, а не через муку!

Нужно давать **мета-знания, а не напихивать набором статичных фактов — это бессмысленно. Цель — научить ребёнка не зубрить, а понимать, рассчитывать и находить нестандартные ходы.

6. Обучают всех всему


Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII — начала XIX века), называл антипсихологической.

Дети (как и мы с вами) очень разные:

  • разная скорость созревания отделов мозга;
  • разные интересы и способности;
  • разные психологические типы;
  • отличие мозга у девочек и мальчиков — их тоже нужно учить по-разному.

Предвижу вопрос: «Как же тогда обучать детей? Ведь учитывать индивидуальные особенности ребёнка в рамках школы невозможно?»

В Финляндии, например, это сделать получилось. Там провели реформу образования и создали модель «школы будущего». На сегодняшний день она лидирует в мировом рейтинге систем образования. Хотя, ещё тридцать лет назад образование в этой стране считалось чуть ли не отстающим.

Что сделали в финских школах: создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса; никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям; бережное отношение к индивидуальности ребёнка, обучение согласно его способностям.

И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Чтобы быть эффективным, человек должен быть расслаблен. Напряжение — это стресс, ресурсы организма направляются не на развитие, а на выживание.

А у нас пока вот так, к сожалению. 


«Какая у нас задача? Если задача, чтобы ребенок ненавидел систему образования — тогда это другая задача», — Т. Черниговская.

Что же делать нам, родителям в этой ситуации?

Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится.


Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой.

Светлана Краузе