Все чаще появляются статьи из серии “страшилок” — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке.
Все дело в мотивации
Вспомните тот момент, когда вам в голову пришла светлая мысль заняться с собственным крохой тем-то или этим-то.
Мамы делятся размышлениями.
Руслана, 28 лет: „Я знала, что буду заниматься с сынулей еще до того, как он появился на свет. Хотелось изначально предоставить крохе максимальные возможности для развития. Однако у меня никогда не было цели добиться того, чтобы ребенок научился что-то делать раньше, чем его сверстники. Главное — и сын, и я получаем удовольствие от наших игр — у меня язык не повернется назвать их „занятиями”. Просто вместо того чтобы по десять раз повторять ему „ма-ма” или „ку-ку”, я пою песенку, а кошку называю не „киса” или „мява”, а „саг”. И когда даю ему вкладыши Монтессори или уникуб Никитиных, не требую, чтобы он немедленно построил крепость или сложил пирамиду в порядке цветового спектра радуги — он просто играет. И одновременно — развивается”.
25-летняя Светлана поведала другую историю: „Сначала соседка рассказала, что ее Татка — которой, между прочим, на три недели меньше, чем моей Оленьке — уже умеет читать. Ну, то есть не совсем читать, но буквы различает и даже слово „мама” узнает. Я и подумала: а моя дочка чем хуже? Не глупее, слава богу! И — началось… Таблицы, схемы, игрушки — только развивающие, садик — в котором с двух лет учат языки… Остановилась я только тогда, когда решила в неполные шесть отдать дочку в школу — она, мол, уже готова! И тут мне психолог сказала, что у Оли огромные проблемы в общении, в поведении… Вот уже несколько месяцев она живет как обычный ребенок — никаких заданий, никаких „Давай позанимаемся!”. Надеюсь, мне удастся исправить собственную ошибку”.
Пожалуй, комментарии излишни. Вот он, „перекос” в мотивации, который и натолкнул лодочку гармоничного развития на все подводные камни.
Играем по правилам
Прежде всего, раннее развитие не предусматривает только лишь раннее интеллектуальное развитие. Конечно же, оно должно быть всесторонним. В каждом возрастном периоде у ребенка есть главная задача развития. И если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической или интеллектуальной функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть направлена по задумке матушки Природы.
Главная задача для малыша до трех лет — эмоциональное и сенсомоторное развитие, потому не стоит чрезмерно увлекаться обучением детей чтению и письму.
Первоочередной задачей является развитие сенсомоторики и эмоций, потому для обучения малыша потребуются всевозможные развивающие игры для пальчиков, фигуры, которые можно вкладывать в отверстия, крупные, а потом мелкие предметы — чтобы малыш вертел их в ручках, конструкторы.
Не нужно забывать, что от рождения каждый ребенок наделен ведущим видом восприятия: зрительным, слуховым либо двигательным. В раннем возрасте уже можно заметить, что он предпочитает: рассматривать, слушать, активно двигаться (например, когда волнуется или что-то запоминает). Это нужно учитывать при выборе методики для раннего развития. Например, чтение по карточкам Домана будет более успешным для ребенка с ведущим зрительным восприятием. Но перетренировывать один вид восприятия в ущерб другим не стоит, нужно развивать и слуховое, и двигательное.
Самая подходящая методика для обучения чтению самых маленьких — методика Зайцева. Будет выбор — купите украинские кубики, они легче для восприятия, потому что русские оказались перегруженными лишним фоном. И не превращайте развивающую игру в „занятие”, не оценивайте уровень крохи, не требуйте от него быть лучше всех — обуздайте родительское тщеславие! Хотите дать малышу начала математических знаний? Подойдут методики Монтессори, развивающие игры, тренировочные игрушки для пальчиков. Методика Зайцева для самых маленьких по математике не совсем удачна. А вот для развития мелкой моторики применяйте возможности этой методики (пишем прежде, чем читаем), пальцевую живопись (большие-пребольшие буквы на листах ватмана), „письмо в воздухе”. Если все-таки вы хотите научить ребенка писать в тетради, то клетка должна быть больше 1 см. Ну а первый шаг к воспитанию в малыше любви к чтению — почаще читайте ему вслух. При этом не забывайте об интонации, ведь яркие эмоции тоже нужны ребенку — именно они, пускай даже и всего лишь „сыгранные” вами, помогают ему развивать эмоциональную сферу.
Важные мелочи
Даже родители, которые стараются „не перебарщивать”, нередко допускают очень серьезные ошибки. Можно даже создать своеобразный „сборник” родительских заблуждений.
Заблуждение 1. „Мы нашли самую лучшую методику: можно обучить чтению за 12 занятий. Во время уроков ребенок настолько доволен, делает потрясающие успехи, улыбается, разговаривает — я считаю, что он и эмоционально развивается в этот момент”. Конечно, если ребенок получает большую порцию ваших положительных эмоций только во время его продвижения по карьере читателя, то и сам будет излучать положительные эмоции. А раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Заблуждение 2. „Мы стараемся не загружать ребенка. Как только его перестают интересовать занятия — прекращаем”.
Важно почувствовать не момент, когда малышу уже надоело заниматься, а за минуту до этого. Иначе вы рискуете сформировать у ребенка стереотип, что как только он устает или ему надоедает занятие, его тут же прекращают. У многих детей такие „уставания” учащаются.
Заблуждение 3. „Чтение и счет — главное в раннем развитии”. Раннее погружение в знаковую систему может ускорить развитие левого полушария в ущерб правому, образному. Мозг — орган далеко еще не изученный. И неизвестно, как именно он себя поведет конкретно у вашего ребенка.
Дефицит „энергии” в „нужном месте и в нужное время” может привести к сбоям в более старшем возрасте. Форсировать только лишь интеллектуальное развитие нельзя. Процесс становления личности должен быть гармоничным. Малыш развивается не только в момент „урока” чтения или счета. Этот процесс продолжается и во время прогулки, когда вы просите описать ромашку, а затем — сравнить ее с васильком (чем похожи, почему разные). Развитие — когда малыш учится одеваться сам, общается с другими детьми… Помните: губка набирает только определенное количество воды, и не больше. Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категорически отказываются читать или делают это крайне неохотно.
Смысл раннего развития — ребенок должен получать радость, в том числе и от того, что постепенно усложняется познавательная деятельность.
И еще одно: гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых. Почаще общайтесь со своим крохой — этого не заменит ни одна, даже самая совершенная система раннего развития.
Заблуждение 4. „Подскажите, где есть группа раннего развития для детей двух лет. Самим не получается заниматься, да и малыш ленится”. Наши дети разные. Если одни успешно занимаются самостоятельно, то другим подавай коллектив. И это заметно уже в самом раннем возрасте. Но будьте осторожны, выбирая группу раннего развития. Для группового занятия детям до трех лет нужно выделять до пятнадцати минут, каждые пять минут меняя деятельность. При этом группа должна быть снабжена огромным количеством игровых материалов. Для закрепления того или иного навыка у маленького ребенка нужно постоянно менять развивающие игры. Педагог для такой группы должен быть отличным специалистом. Лучше всего на таких занятиях уделить внимание именно сенсорному и эмоциональному развитию (психологическая подготовка к детскому саду, социальное развитие, работа с песком, водой, музыкальными инструментами и т. д.). А чтение, письмо, счет в групповых условиях для такого возраста — очень сомнительный эксперимент (особенно если родителей просят не присутствовать на занятиях).
Заблуждение 5. „Чтение после трех лет – уже поздно?”.
Нужно помнить поговорку: можно лошадь подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. А если взрослый все же сумеет заставить ребенка заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.
Задача раннего развития — в определении так называемой зоны ближайшего развития: постарайтесь дать ребенку то, что он „берет” сам.
Но зона ближайшего развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области знаний и умений. Потому если вдруг вы пытались учить малыша, но он не проявлял интереса, причем вы не форсировали, не заставляли его „учиться” через силу — значит, его развитие происходит по „нормальному”, а не „ускоренному” пути. Попробуйте заинтересовать его чтением и счетом немного позже. Возможно, ваш ребенок лучше подготовится к школе в группе детей.
Заблуждение 6. „Мне очень нравится, что моя дочь мыслит оригинально, отвечает не так, как все, а придумывает свой вариант. Именно этого я и ждала от раннего развития”. Если вы постоянно поощряете ребенка при „изобретении” новых ответов на старые вопросы, то он, соответственно, пытается как можно чаще отвечать „оригинально”. Не стоит постоянно расхваливать малыша, указывая на то, что он „особенный”. Это формирует у него не адекватную самооценку. Могут проявиться проблемы с социальной адаптацией в коллективе. Кроме того, не получив привычной похвалы в садике или школе, „оригинальный ребенок” может вступать в конфликт и с учителем. Для ребенка важна не только интеллектуальная, но и социальная и духовная одаренность. А установка на интеллектуальные достижения, которую — увы — нередко навязывают маленьким детям родители, блокирует у малышей умение общаться с другими людьми.
Автор: Наталья Компанец, детский психолог
Источник: http://www.umka.ck.ua/