«Ребенок хорошо решает любые примеры на всю строчку, дроби, уравнения, модули. А вот с задачами беда. Простые решит, но шаг вправо или влево — всё, теряется. Чуть усложнишь задачу — тупик. И очень не любит рисовать задачи», — такой вопрос волнует большинство родителей детей-младших школьников.
С точки зрения нейропсихологии видно, что дети, которые испытывают сложность с задачами, мало работали с предметными образами. Их рано начали обучать через символы и абстрактные понятия.
В начальной школе дети изучают четыре математических действия: сложение-вычитание, деление-умножение. Они решают огромное количество скучных, сухих примеров. Математика превращается в процесс натаскивания. А детям нужны менее абстрактные и более близкие к детскому мышлению занятия.
Математические действия должны быть ощупаны, прочувствованы, прожиты ребёнком. На понимании этих операций и «проживании» этих тем строится дальше освоение всей математики.
Два простых приема помогут это исправить
Совсем скоро даже сложные задачи перестанут быть проблемой.
Прием 1. Придумайте задачи с участием знакомых персонажей или с множеством знакомых деталей
Например, как вам такая задачка про кактусы: Мама завела себе несколько кактусов. Трехлетняя Маша папиной бритвой за полчаса старательно побрила 6 маминых кактусов. Если мама не придет домой еще хотя бы час, небритых кактусов не останется. Сколько кактусов завела себе мама?
Прием 2. Предложите ребенку придумывать задачи самому.
Что это дает?
- Психологически проще решить задачу, которую придумал сам
- Легче убрать барьер «я не умею/не люблю решать задачи»
- Детям нравится меняться ролями с родителями и экзаменовать их — пусть детские задачки решает мама или папа
- Насочинять свои задачи нужно для того, чтобы потом понимать чужие.
Сначала следует история, а потом предложение что-то узнать. Можно начать с самых простых, типа: «было — пришло/прилетело — стало», «было — исчезло/отрезали/пропало — осталось». Хорошо, если вы нарисуете придуманную чадом задачу.
Потом можно поменяться с ребенком местами — вы сочиняете, он решает. Можно устроить семейный вечер — математический турнир веселых задач!
Образных подходов нужно как можно больше. Символы (цифры, формулы) мозг ребёнка понимает только на базе богатого образного опыта.
Применяйте эти приёмы и совсем скоро даже сложные задачи перестанут быть для ребёнка проблемой.
Светлана Краузе