Аппликация — прекрасное занятие для детей, превращающее потребность и желание детей резать, рвать и клеить в безопасное и полезное творчество. Что может быть лучше дозволенного доступа к разноцветным бумажкам, клею и … ножницам (!) для маленького художника, познающего мир!
Пожалуй, самое любимое занятие детей чуть ли не с 6 месяцев от роду — рвать и мять цветные кусочками газеты, журнала, бумаги… А сколько восторга в глазах ребенка впервые надрезавшего бумагу ножницами!!! В процессе разрывания, комкания, складывания и резания бумаги малыш познает новые свойства и возможности окружающей его среды. «Ум ребенка на кончиках пальцев» резюмировал украинский педагог Василий Сухомлинский, и чем больше мы разрешаем этим самым пальчикам дотрагиваться, щупать, гладить и перебирать разные материалы и поверхности, тем больший вклад в общее развитие ребенка привносим. Тактильные ощущения способствует сенсорному развитию малыша.
Аппликация — универсальная «развивалка».
Аппликация позволяет пропускать через свои руки разнообразные элементы, накладывать, наклеивать, наслаивать их на основу, создавая при этом задуманную композицию. Техника аппликации позволяет работать с разнообразнейшими материалами, комбинировать их, сочетать в одном произведении. Занимаясь аппликацией, ребенок использует почти все сенсорные системы, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, а иногда (что тоже возможно, при невнимательности взрослых) и вкус. Ребенок видит цвета и оттенки материалов, слышит шелест бумаги, звук при ее разрезании и сжатии, улавливает запах краски, клея или засушенных листьев…
Занятие аппликацией так же является частью дизайн образования — способствует развитию у детей художественных навыков. Собирая из элементов картинку, ребенок учиться сочетать цвета, строить композицию, передавать реальность образами и символами.
В аппликации дети изображают окружающий мир средствами простых форм. Даже еще не разговаривающий малыш способен из основных геометрических фигур создать дом, дерево, авто – предметы, которые он видит каждый день.
При грамотном подходе к организации занятия аппликацией, ребенок постарше будет не просто складывать слои на основу, а может:
- обучаться счету и чтению, логике,
- тренировать память и внимание,
- развивать координацию, воображение и фантазию,
- готовить руку к письму,
- вырабатывать усидчивость, упорство и самостоятельность.
Материалы и инструменты
Аппликация может быть плоской и объемной, монотонной или разноцветной, из одного или множества материалов.
Материалы для создания аппликаций уже давно не ограничиваются списком из бумаги, картона и даров природы. Благодаря популяризации хенд-мейд творчества, ассортимент материалов расширился до бесконечности.
Для занятий с детьми подойдут:
- бумага и картон (школьные наборы для творчества, креп-бумага, упаковочная подарочная, салфетки, газеты, журналы, открытки, рекламные флаеры…),
- картон (школьный, упаковочный, гофрокартон, дизайнерский…),
- текстиль — ткань (бязь, котон, трикотаж), нитки, ленты, тесьмы, фетр, войлок,
- природный материал — засушенные листья, цветы, семена, шелуха, скорлупа орехов, яиц),
- пластичные массы — пластилин, тесто, глина,
- крупы — рис, гречка, манка, горох,
- вата,
- декоративные элементы — наборы для творчества, пуговицы, бусины, камушки, пайетки, объемные наклейки,
- и все, что поддается резке и наклеиванию и не несет вреда здоровью.

Изображение Чуприна Юлия Источник Простобейби
В качестве основы чаще всего используются различные виды картона от школьных наборов до упаковочного, но возможно также использование стекла, фанеры, пластика.
Чтобы закрепить элементы на основе понадобиться клей — оптимальным вариантом для детей будет клей ПВА, он наиболее безопасен и прост в применении, тем более, что рынок предлагает его нам в очень удобной таре с аппликаторами и кисточками. Опытные педагоги советуют для самых маленьких деток наливать клей в небольшую тарелочку и вместо кисточки использовать собственные пальчики с той же целью тактильного восприятия и развития сенсомоторики. Если работу выполняют дети постарше, когда фактор развития пальчиков немного отходит на второй план, уместно использовать сухой клей карандаш или силикатный клей с дозатором-аппликатором. Связующим средством может быть также самодельная масса из муки или крахмала.
Рабочее место
Место для занятия аппликацией должно быть удобным, светлым и безопасным.
Лучше всего, если это будет детский рабочий стол или парта со стульями по росту детей с доступом хорошего естественного или электрического освещения. В процессе работы над аппликацией есть опасность травмирования и загрязнения, поэтому заранее стоит позаботиться о соблюдении правил безопасности и чистоте.
Стол можно застелить клеенкой или локально подстелить специальный коврик для творчества. Для поддержания чистоты не лишними будут ведерко для мусора и салфетки для рук.
Одежда ребенка должна быть удобной и защищенной от загрязнения. Особенно будут мешать длинные рукава, пышные вороты и свисающие декоративные украшения. Идеальным решением станут специальные фартук и нарукавники или халат для творчества. Обратите внимание также на прическу творца — неубранные волосы могут доставить много неудобств.
Чтобы творческий процесс ничто не омрачило, стоит ответственно подойти к выбору материалов и инструментов для аппликации. Все они должны соответствовать возрасту ребенка, не иметь в составе вредных веществ, без резкого запаха и чрезмерно ярких цветов. Что касается ножниц, то это должны быть именно детские ножницы с закругленными концами, удобными ручками и с классическими или фигурными лезвиями. И самое главное — не оставлять детей без наблюдения взрослых!
Темы и сюжеты для аппликации
Если воображение не подсказывает сюжета для первых аппликаций, всегда можно воспользоваться промышленными заготовками (они продаются в виде книжек, тетрадей, папок и наборов) и шаблонами из интернета (например, сайты http://aplikacii.ru, http://domohozajki.ru, http://ped-kopilka.com.ua, родительские форумы). Чаще это простые сюжеты для самых маленьких, где картинка создается из геометрических фигур, простых элементов:
- техника и автомобили,
- животные,
- растения,
- предметы быта,
- люди и одежда.

Источник изображения ranok.com.ua
Если продумать тему, задачу и сюжетный ход занятия — аппликация превратится в увлекательнейшую и полезную игру. Используя элементы коллажа можно создавать истории, озвучивать героев, инсценировать сказки, оживлять предметы, моделировать ситуации из жизни.
Игры-аппликации
Игра-театр «Рукавичка»
(по сюжету одноименной сказки)
На холсте-картоне нарисуйте контур большой рукавички. Заготовьте силуэты животных героев сказки из цветной бумаги. Из кусочка шерстяной ткани или искусственного меха вырежьте прямоугольник по размеру манжета рукавички — это будет «входная дверь» в звериный домик. Далее предложите малышу контур варежки обклеить маленькими лоскутками нарезанной или рваной однотонной бумаги и приклеить манжет. После того как варежка будет готова, начинайте рассказывать сказку, по порядку презентуйте действующие лица, передавая каждого в руки малыша. Пусть ребенок сам заселяет (приклеивает) животных в их домик- рукавичку. Завершит сказку перекличка всех героев в исполнении ребенка.
«Фигурки»
Изучаем цвета, фигуры и величины
Самый простой и дающий волю воображению способ надолго занять ребенка — это нарезать заготовки в виде разных геометрических фигур и элементов из цветной бумаги: кружочки разных диаметров, квадраты, треугольники, полоски и листочки разных величин и цветов. Пусть ребенок сам складывает и клеит все, что пожелает. Можно помочь малышу, определив тему работы и зафиксировав первые пару деталей.

Изображение Чуприна Юлия
«Мозаика»
Знакомимся с пространством, понятиями целого и частицы
Вместе с ребенком нарвите или нарежьте небольшие кусочки бумаги разных цветов (размером примерно 1,5-2 на 1,5-2см) На картоне нарисуйте контур простого предмета — чайник, воздушный шар, яблоко, цветок. Пусть юный художник «разукрасит» изображение, заполняя контур лоскутками соответствующего цвета. Задача взрослого — рассказать о изображенном предмете достаточно информации для того, чтобы ребенок сам правильно подобрал цвета и оттенки.

Источник фото podelkidetskie.ru
«Домино»
Обучение цифрам и счету
На листе картона выразительно напишите или заранее наклейте число от 1 до 10 — например в левой половине «холста». Отдельно заготовьте мелкие целостные элементы: кружочки, сердечки, грибочки, капельки и т.д.. Пусть ребенок рядом наклеит соответственное числу количество предметов. Можно варьировать с цветом (выбирать только красные фигурки), геометрическими фигурами (только кружочки), фактурами (к этой цифре только объемные/ворсистые элементы) и материалами (клеить готовые декоративные наклейки, пластилиновые шарики, скорлупу фисташек)

Источник фото stranamasterov.ru
«Слова»
Подготовка к обучению чтению
Распечатайте прямоугольники с изображением букв и предмета, название которого будете собирать. Например, буквы «м», «я» и «ч» и картинку с мячиком, соответственно. Поговорите о предмете, возможно, покажите его, потрогайте, поиграйте с ним. Потом по отдельности познакомьтесь с каждой буквой: гласная она или согласная, твердая или мягкая, озвучивайте ее, рассматривайте постановку звука в зеркальце и каждую проработанную буквочку клейте к основе. Последним крепите изображение предмета — как итог занятия. За одно занятие делайте только одну картину-аппликацию. Играя таким образом, за несколько занятий вы соберете отличный набор карточек для обучения чтению или иностранному языку.

Источник фото stranamasterov.ru
«Ассоциации»
Развиваем логическое мышление, память и внимание
Хороший способ утилизации прочитанной прессы. Дайте ребенку ненужный глянцевый журнал и ножницы. Отлично подойдут журналы для мам, по садоводству или дизайну. Определите тему и задание, например, пусть вырежет все изображения игрушек, картинки мебели, посуды, инструментов, или все, где есть желтый цвет. Вырезанные картинки пускай наклеит на картон — тоже можно в определенном порядке: в ряд по росту, от большего к меньшему, в порядке цветов радуги и т.д.. Так ваше чадо быстро научиться группировать предметы по общим признакам.
Занятие аппликацией настолько универсально и полезно, что вполне заслуживает стать регулярным и самым любимым. Тем более, что результат работы это еще и замечательный подарок-поделка, сделанный руками внука, племянника, крестника или ученика к празднику.
Автор: Юлия Чуприна
Источник: http://www.prostobaby.com.ua