Зачем учить детей музыке

Зачем учить детей музыке

 «Зачем учить детей музыке?» — самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда  не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота!  Понятно, что не каждый ребенок вырастет в будущем знаменитым музыкантом, но каждому занятия музыкой принесут огромную пользу.     

     Многие политики и предприниматели, нобелевские лауреаты,  люди, добившиеся больших успехов в жизни, в детстве обучались музыке. А из своего опыта хочется заметить, что каждый родитель, успешно завершивший свое музыкальное образование, тоже старается приобщить своего ребенка к музыке.

     Когда спросили мнение родителей, дети которых обучаются в  музыкальной студии: «Зачем вы привели своего ребенка в  музыкальную студию? Ваши ожидания?» Самый распространенный ответ – «для общего развития», затем – «чтобы умел играть на музыкальном инструменте», « чтобы пел красиво»,  и только один ответ  меня удивил и обрадовал больше всего — «чтобы мой ребенок разбирался в хорошей музыке, рос добрым человеком»!

     Действительно, этот ответ отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир обучающегося.

     Нужно ли учить ребенка музыке? Стоит ли его отдать в хоровой класс, обучаться игре на музыкальном инструменте, если с виду он и не обладает музыкальными дарованиями? Вам кажется, что ваш ребенок фальшиво поет  песенки? В доме нет места для музыкальных инструментов? Да и, как быть, если ребенку вообще некогда – бассейн, секция, иностранный язык….

 Поверьте, учить детей музыке нужно – для этого есть самые веские основания: 

 1.      Здоровье и развитие мозга. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоров и успешен. В нашем Дворце творчества уделяется много внимания здоровье-сберегающим технологиям, комфортному пребыванию детей на занятиях. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

2.      Развитие нравственности и эмоциональной отзывчивости. Мы, как родители, много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. «Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов,- что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина». Если ребёнка не воспитывать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать. Как педагог я знаю, что у ребёнка мало знаний и жизненного опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Все эти качества нужно обязательно развивать. Слушая музыку на уроке музыкального развития, концерте, исполняя её, пытаясь выразить чувства, дети учатся доброте, душевной тонкости. И это ценно.

3.      Воспитание самодисциплины и силы воли.  Музыкальному искусству не научить за одно занятие и даже за десять. Музицировать (заниматься на инструменте, петь) нужно будет регулярно, каждый день, несколько лет. А значит, надо учиться быть упорным и настойчивым, целенаправленным. Потребуется умение концентрировать внимание, умение быстро реагировать, слушать себя и тех, и тех, кто рядом с тобой. Встречая своих выпускников, я слышу приятные рассказы об их успехах и о том, что обучение музыке очень пригодилось в жизни. Хотя бы, поэтому можно утверждать, что если ваш ребёнок, окончив музыкальную студию, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни — сосредоточенно и много трудиться.

4.      Развитие координации. Не важно, какой инструмент выберет ребенок в нашем Дворце – фортепиано, гитару, скрипку, балалайку или синтезатор, лишь бы он ему нравился.  Во время игры на музыкальном инструменте приходится хорошо выполнять сразу несколько процессов одновременно, что очень пригодится в будущем. Научные исследования доказали, что у детей, обучающихся игре на инструментах, улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.

5.      Музыка и математика идут рядом. Думали ли вы о том, что занятия музыкой будут развивать еще и математические способности? У вашего ребенка формируется пространственное мышление, он будет с легкостью запоминать нотные тексты и звуковые фигуры. Как известно, Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке, а большинство профессоров физики и математики Оксфорда являются членами музыкального клуба. Из опыта хочу лишь добавить, что в сольфеджио, в теоретической его части, часто используются чисто математические приемы и способы решения, а дети, с радостью находят эти параллели и решают музыкально-математические задачки.

6.      Развитие речи. Музыку и язык музыканты не зря считают братьями-близнецами. Музыкальная ткань также строится из предложений и фраз. Музыкальные формы можно сравнить с литературными, музыкальные интонации, например вопрос, радость и восторг, повторяют речевые интонации человека. На занятиях по сольфеджио мы всегда заостряем на этом внимание, ищем правильные музыкальные интонации, сравниваем их. Вы заметите, что, занимаясь музыкой, ваш ребенок будет легко запоминать иностранные слова и составлять грамотные предложения. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.

7.      Успешное изучение технических наук. Любое музыкальное произведение обладает строгой структурой. Оно распадается на фрагменты, что состоят из небольших фраз и тем. Понимание структуры музыки в будущем облегчит вашему ребенку изучение и технических наук. Музыка поможет добиться вершин в компьютерных науках, не зря же в легендарной компании Microsoft предпочитают брать сотрудников с музыкальным образованием.

8.      Развитие навыков общения. В наш век компьютерной грамотности, когда ребенок остается один на один с компьютером и бесконечными домашними заданиями, нет ничего более ценного, чем общение! Общение, как социальное явление, не вынужденное, как в общеобразовательной школе, а по желанию, по зову души! Наблюдая за ребятами из хора «Искорки», «Оркестра народных инструментов», я вижу, как они радуются, занимаясь общим делом, испытывают гордость за коллектив когда получают дипломы и призы, дружно празднуют успехи, помогают друг другу в поездках. В эти минуты я горжусь своими подопечными и их преподавателями. Занятия музыкальным творчеством сближают не только детей с детьми, но и детей и родителей, и это, на мой взгляд, тоже большая ценность.  А у родителей появляется еще один замечательной повод для общения с ребенком на музыкальные темы, возможность сходить в театр, устраивать домашние концерты.

  Отсюда вывод: занятия музыкой помогут добиться больших успехов в жизни.

 Просмотрите внимательно еще раз предыдущие пункты — и вы убедитесь, каким талантливым человеком вырастет ваш ребенок. Уважаемые родители и педагоги, важно не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.  У всех нас есть общая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и, занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Автор —  Игнатьева Ирина Анатольевна

Источник — http://www.sundeti.ru