Нужно ли учить ребёнка рисовать

Нужно ли учить ребёнка рисовать?

«Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех науках, искусствах и мастерствах»

Д. Дидро

Надо ли учить ребёнка рисовать? Не редко мне приходится слышать этот вопрос и, опираясь на свой многолетний опыт работы преподавателя ИЗО, я отвечу однозначно – надо.

Самый часто повторяемый аргумент«против»: мы не собираемся растить из ребёнка художника, поэтому рисование нам не нужно. С таким же успехом можно сказать, что не надо малыша учить писать, так как вы не собираетесь делать из него писателя, и обучать счету, так как карьеру математика вы ему тоже не пророчите.

Если задуматься, умение хоть сколько-нибудь сносно рисовать пригождается в жизни довольно часто. Например, зарисовать фасон платья или «набросать» свои мысли по поводу интерьера, ландшафта, сделать какой-нибудь чертёж, план.

А вот пример  из личного опыта. Как-то раз ко мне пришла одна молодая мама с просьбой научить её рисовать, поскольку ребенок часто просит нарисовать ему зайчика или мишку, а она умеет только мячик, ёлку и солнышко.

Другая моя ученица из группы для взрослых рассказала забавную историю, как она, будучи в Японии, попала в небольшой городок, где в гостинице никто не говорил по-английски, а она, соответственно, не разговаривала на японском языке. И ей пришлось объяснять портье при помощи рисунков, что ей с мужем нужен европейский номер с двуспальной кроватью, душем и другими удобствами, а не японский циновочный минимализм.

Да и сама я как-то раз довольно успешно общалась при помощи рисунков с одним греком на Кипре. Я изображала черепаху и дельфина, чтобы узнать, водятся ли они в море? Нарисовала даже карту мира, чтобы объяснить ему, где находится Сибирь.

Я думаю, что если спросить у любого родителя, хочет ли он, чтобы у его ребенка был хороший вкус, абстрактное и пространственное мышление, умение видеть и ценить красоту окружающего  мира, то каждый ответит утвердительно. Все эти качества как раз и развиваются на рисовании и других предметах эстетического цикла.

Также занятия ИЗО помогают развитию и гармонизации личности, знакомят с богатым миром формы и цвета, у ребенка формируется чувство композиции, внимание, терпение, усидчивость, аккуратность, концентрация, развивается воображение.

Приобретается сенсорный опыт и моторные навыки. Если вы хотите, чтобы вашему  ребенку легко давалось письмо в школе и у него не уставали пальчики, пусть он больше рисует, лепит, собирает мозаику и конструктор.

Второй часто озвучиваемый довод «против»: обучение может навредить ребенку, убить творческое начало, разрушить индивидуальность и т.д.

И с этим я готова поспорить. Давайте сразу оставим в покое гениев, которые без посторонней помощи начинают играть на музыкальных инструментах, изумительно петь или танцевать, рисовать прекрасные картины. Такие дети встречаются крайне редко. Мне лично не попадались, хотя много одаренных и талантливых ребятишек прошло через мою студию. Я, если честно, не очень люблю разбрасываться такими определениями. Конечно, каждый родитель считает своего ребенка и талантливым, и одаренным. Но это отдельная тема – о таланте, одаренности и гениальности.

Я считаю, что на занятиях рисованием необходимо дать ребенку в руки инструмент, в широком смысле этого слова, с помощью которого, в дальнейшем, ребенок сможет изобразить все, что хочет, реализовать свои замыслы и т.д.

В первую очередь, надо научить ребенка работать с разными материалами, познакомить с разнообразными изобразительными техниками. Научить его понимать форму, составлять цвет, передавать объем и пространство. А затем пусть «самовыражается».

Ведь если ребенок не имеет элементарных навыков работы с изобразительными материалами, то он запросто может разочароваться в своих способностях, и вы больше никогда не сможете заставить его взять в руки кисти или карандаши. А ему всего лишь надо было показать и объяснить, как правильно набрать краску, убрать лишнюю воду и т.д.

Если взглянуть шире на процесс обучения ИЗО, это не просто умение изобразить тот или иной объект, это возможность создать что-то своими собственными руками. Мне кажется, что это очень важно в наше время, когда все больше и больше дел за нас выполняют компьютеры, и рисуют, кстати, тоже. А еще это возможность знакомиться с творчеством различных художников, формируя эстетические критерии, которые помогут ребенку противостоять пошлости и безвкусице, которые всё больше навязываются нам массовой культурой.

Несомненно, здесь большую роль играет личность и профессионализм педагога, как впрочем, и в других областях. Ну а если на своих занятиях преподаватель заставляет копировать образцы, не позволяя отступать от оригинала, бездумно следовать пошаговому руководству, навязывает изобразительные стереотипы, то от такого рисования толку, конечно, не будет.

Напоследок вспомним слова В. А. Сухомлинского:

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли <…>Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Автор — Наталья Яковлева, руководитель изостудии

Источник — http://fly-mama.ru