Что должны изучить и уметь школьники 2-9 классов по информатике и программированию

Что должны изучить и уметь школьники 2-9 классов по информатике и программированию

Школьная программа по информатике поражает своими масштабами — дети столько должны узнать, столько научиться за школьные годы. Только вопрос в том, чему они реально учатся на школьных занятиях?

Пример из жизни: Ребенок 3 класса учится в неплохой гимназии в областном центре. Из беседы с ним по поводу того, как проходят уроки информатики в школе, выяснилось, что компьютерный класс в школе все один. Не все дети попадают в него каждую неделю, как и этот ребенок (он попадает в компьютерный класс 1 раз в 2 недели, и занимается на компьютере всего половину занятия). Что он знает — ничего, что умеет — не больше того, чему научили родители дома. Печально, конечно, но если вспомнить, что и по другим школьным предметам ситуация может обычно похожая (если ребенок не занимается дополнительно), то чему тут удивляться.

Но все-таки интересно, чему должны научиться школьники по информатике и программированию согласно календарным планам

Итак, согласно календарным планам школьники по информатике и программированию должны знать и уметь:

2 класс:                   

  • Компьютер: знать, что такое компьютер, уметь его включить, ориентироваться в программах для просмотра изображений, чтения текстов, прослушивания музыки, уметь найти нужную информацию в тексте
  • Интернет: уметь добавлять вкладки, переходить по ссылкам, работать с окном браузера (не пугаться, что оно куда-то резко «пропало»), искать изображения в интернет
  • Графика: уметь создавать простые изображения
  • Программирование: иметь представление о командах и исполнителях, давать команды исполнителю в учебной среде разработки, находить ошибки в последовательности команд

3 класс:

  • Интернет: уметь найти информацию в интернет, добавить страницы в закладки, объединить закладки в папки, уметь определять ключевые слова для поиска текста
  • Графика: уметь менять цвета фигур и фона, добавлять подписи к рисунку
  • Текст: уметь перемещаться по тексту, выделять фрагменты, менять шрифт, размер и цвет символов, добавлять в текст картинки и таблицы, уметь вырезать, копировать текст
  • Презентации: уметь создавать несколько слайдов и наполнять их текстом и рисунками
  • Программирование: уметь составлять алгоритмы для исполнителей для определенной ситуации в учебной среде разработки, понимать запись алгоритма в виде блоков, различать истинные и ложные высказывания

4 класс:

  • Графика: ориентироваться в электронных учебных картах для просмотра материков и океанов Земли, Украины, в схемах и диаграммах, уметь дополнять собственную карту меткой, добавлять данные в простые схемы и диаграммы, уметь изменять изображение в графическом редакторе, добавляя функции поворота, изменять цвет, создавать коллаж из нескольких изображений
  • Текст: уметь создать текст из 3-4 предложений, добавлять в текст изображения, создавать списки, таблицы и схемы
  • Программирование: уметь создавать и запускать на выполнение программы, основанные на алгоритмах с ветвлениями и циклами

5-9 класс:

Что дальше, в 5-9 классах? О, там вообще столько всего запланировано, что после 9 класса школьник уже должен стать опытным пользователем ПК, уметь создавать веб-сайты и программировать. Все описанные выше навыки должны совершенствоваться, и еще очень-очень многому нужно научиться:

  • Компьютер: знать устройство компьютера, настраивать компьютер в зависимости от своих потребностей
  • Windows: свободно работать в операционной системе (с файлами, папками, архивами)
  • Интернет: свободно искать нужную информацию, научиться работать с электронной почтой (зарегистрировать почтовый ящик, работать с электронными письмами), научиться создавать и публиковать общие документы, настраивать доступ, создавать опросы с помощью онлайн-форм, научиться конструировать и администрировать веб-сайты
  • Графика: познакомиться с векторным графическим редактором, использовать инструменты для рисования, линейки и сетку
  • Текст: свободно работать в текстовом редакторе (создавать списки, таблицы, колонки, колонтитулы, содержание документы, формулы, картинки)
  • Презентации: создавать презентации с анимацией и демонстрировать их
  • Видео: создавать свои видеоклипы, синхронизировать видеоряд с аудиорядом, добавлять видеоэффекты в видеоклип и настраивать переходы между его фрагментами, размещать аудио и видеоматериалы в интернет
  • Табличный процессор: научиться вводить данные, использовать математические, логические и статистические функции для анализа данных, строить и анализировать диаграммы разных видов, использовать абсолютные и относительные ссылки на ячейки, выполнять условное форматирование, использовать автоматические и расширенные фильтры, использовать автозаполнение ячеек, создавать программы для работы с данными в таблице
  • Кодирование данных: познакомиться с единицами измерения длины двоичного кода, кодированием символов, кодировать и декодировать сообщение по определенным правилам
  • Программирование: создавать блок-схемы, создавать и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами в учебной среде разработки, уметь работать с переменными, считывать данные разных типов, отлаживать и запускать на исполнение созданные программы
  • И много-много чего другого…

Со временем в эти планы добавится еще очень много пунктов, поскольку технологии постоянно развиваются. Если бы еще школьники все это знали и умели, было бы отлично 🙂