Задержка речевого развития у детей до 3 лет

Задержка речевого развития у детей до 3 лет

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Причины задержки речевого развития, возрастные нормы развития речи, а также рекомендации для родителей — все это можно найти в данной статье.

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

  • Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
  • С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
  • В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. 

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка.  У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание
  • Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
  • Трудности с выполнением словесных инструкции
  • Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

  • Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
  • Наследственность —  нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
  • Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
  • Заболевания первых лет жизни ребенка:
    • инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
    • травмы головного мозга
    • повреждения неба
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия —  недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
  • Агрессивный информационный поток
  • Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

  • Позднее прорезывание и становление речи;
  • Бедный словарный запас;
  • Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.

Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

Физиология слуха у младенцев

Будущий малыш начинает «слышать» звуки еще на 19 неделе внутриутробного развития. Сначала это отзвуки работы материнского организма – стук ее сердца, шум тока крови, и, конечно же, любимый мамин голос, который ребенок умеет определять безошибочно с самого рождения. Однако по-настоящему воспринимать звуки  кроха начинает только в конце второго триместра беременности, на 26-27 неделе. Несмотря на то, что после рождения ребенок уже слышит достаточно хорошо, формирование слуха у него пока не окончено. Этот процесс продолжается под воздействием звуков окружающей среды еще несколько месяцев после появления крохи на свет.