Зачем йога мальчикам

Зачем йога мальчикам

Йогой сейчас не занимается только ленивый. Даже если цель занятий йогой утилитарная – снять стресс, подправить спину, йога щедра и приносит с собой больше результатов. Родители стали чаще рассматривать йогу в качестве воспитательно-развивающей программы для детей, наряду со спортивной гимнастикой, теннисом, плаванием.

Надо признать, что в нашем обществе, мужчины все-таки имеют больший вес, чем женщины. Политики, хирурги, военные – это преимущественно «мужские» занятия. Однако, любого мальчика, кроме папы — мужчины, воспитывает еще и мама-женщина, а значит, она может позаботиться о том, чтобы этот будущий маленький мужчина вырос достойным представителем человечества.

С некоторых пор я считаю, что мужчинам сложнее, чем женщинам: они даже живут, как правило, лет на 10 меньше нас, женщин. Мужчины сильнее переживают стресс, больше склонны к саморазрушению, более импульсивны и агрессивны. Общество требует от них казаться (и даже не столько быть, а именно казаться) сильными, успешными, зарабатывающими, неплачущими, уважаемыми… Всегда, когда думаю об этом, очень переживаю за растущего сына, ведь когда-нибудь настанет момент, когда я не смогу поднять, подуть и погладить его ссадину. Но я могу дать ему те ресурсы и убеждения, за которые он сможет «держаться» в трудные моменты своей взрослой жизни. Пусть не говорят, как в анекдоте про баню: «пошел бы с мамой — убился».

Почему же йога важна для ребенка и, особенно, для мальчишек?

Первое, – мальчики больше чем девочки любят опасности. Если к моменту, когда он очутится на высокой яблоне, он не научится владеть своим страхом… он долго просидит на дереве или дома с переломом. Нет, йога не сделает его бесстрашным, но в момент, когда он будет прыгать с той яблони, его мышцы будут работать слаженно, не позволяя голове напрячь неправильные группы мышцы во время прыжка. Кроме того, его суставы научатся выдерживать чуть большую нагрузку, и чуть быстрее восстанавливаться, чем суставы мальчика с игровой приставкой.

Второе, — мальчишки любят подвижные игры. Йога, как известно, не очень подвижна. Но, во-первых, йога способна урегулировать избыток энергии, кипящий в вашем мальчугане, во-вторых, грамотные преподаватели детской йоги дают такие техники, как «покричим-потопаем», «потрясем-попрыгаем», которые сменяются расслаблением. Это помогает ребенку снять избыток напряжения и переключиться с одной активности на другую. А если еще обучить ребенка дыхательной игре, основанный на йогических техниках дыхания, например, игра в «останавливающийся паровозик», и, закрепить этот условный рефлекс, то после дыхания он будет становиться спокойнее и расслабленней.

Третье. В возрасте где-то 5-7 лет в детском развитии на первый план выходит чувство причастности и товарищества. У мальчиков это чувство более обостренное, чем у девочек. Это фаза, где мальчишке важно чувствовать, что он входит в некую группу по интересам, где его товарищи занимаются тем же чем он, но! ему не надо доказывать, что он самый сильный и лучший. В отличие от других видов спорта, где нельзя избежать соревнования и выяснению «кто круче». Это уже четвертое. Грамотный преподаватель йоги помнит о принципах йоги и, основываясь на них, доносит до детей послание: «Не соревнуйся. Ты уже всем хорош. Ты делаешь все правильно. Доверяй своему телу и своим способностям, а не способностям соседа». Эти послания закладывают в мальчика веру в свои силы, способность не вестись на манипуляции из разряда «а вам слабо?», не думать о том, что в нем что-то плохо или неправильно устроено. В будущем, этот мужчина, не станет растрачивать свою энергию лишь для того, чтобы доказать кому-то, что он лучше, он легче будет переживать не самые удачные моменты своей жизни. Отказ от злокачественной конкуренции развивает у ребенка самоанализ – он учится быть честным с самим собой и как будто сам задает себе вопрос: «я это делаю для себя, или чтобы доказать учителю, что я лучше, чем Петя стою в бакасане?». А это уже саморегуляция, такая важная для становления взрослого здорового человека.

“Будь счастлив беспричинно. Если ты счастлив по какой-то причине, опасайся. Ведь эту причину можно всегда у тебя отобрать.” – Дипак Чопра

Пятое. Вера в свои силы. Однажды преодолев свои НЕвозможности, например, невозможность дотянуться до пола, ребенок получает важную установку «Все преодолимо» и, что немаловажно, не станет жертвовать собой. Неудачи и поражения, которыми нам тыкают в лицо и которых мы стыдимся, могут закрепляться в сознании, особенно в детском и приводить к комплексу неудачника. Такие дети малоактивны и боятся перемен, потому что они постоянно испытывают страх потерпеть неудачу. Воспитав в сыне устойчивость к оценкам других (а это возможно, если ребенка в первую очередь поддерживают родители и преподаватели), ребенок понимает цену себе и не требует постоянно взвешивать и оценивать себя. Этот отказ от соревнований и устойчивость к негативным оценкам других можно назвать одной фразой: «Ну и что».

— Я не дотягиваюсь до пола. Ну и что.

— Мои тазобедренные суставы не разворачиваются наружу, и я не сижу в Баддха Конасане (бабочке). Ну и что.

— Маша пересела за другую парту к Мише. Ну и что.

Шестое. Йога учит концентрироваться на положительных моментах жизни, а не на отрицательных. Так уж устроен наш мозг, что у нашего эмоционального состояния всегда есть эдакий оттенок. За него отвечает такая мозговая структура как амигдала. Она «окрашивает» наш опыт и взаимоотношения с миром. Например, эта окраска может называться «все плохо и мы все умрем», а может «какое все смешное и удивительное». Первая окраска формирует нытика, вторая – любознательного малыша, открытого для исследования мира.

Первая асана в Сурья Намаскар – потянуться и раскрыться всем телом, вдохнув в себя все самое хорошее. Как правило, детская йога отличается от взрослой тем, что преподаватель использует много образных эмоционально окрашенных выражений. «Вобрали в себя все самое хорошее: теплое солнышко, приятный ветерок на коже, шелест листьев, мамину улыбку», — говорит инструктор и малыши тянуться руками вверх, а некоторые даже тихонько жужжат, издавая шелест листвы.

Седьмое. В нашем обществе мужчины больше чем женщины вынуждены сохранять лицо и не проявлять своих чувств, что приводит к тому, что тело решает нерешенные вами эмоциональные конфликты: импотенция, гастрит, энурез, экзема… Детская йога препятствует развитию психосоматических заболеваний. «А теперь, собака добрая – собака злая», — и малыши переходят от улыбчивой собаки мордой вверх, в немного грустно-злую собаку мордой вниз. Они учатся понимать и называть свои переживания. Их тело учится понимать, что такое «радостно потянуться». Основная причина психосоматических расстройств (а дети в два раза больше подвержены психосоматозам) – это невозможность выразить свои чувства словами или делом. В многих семьях не принято говорить о своих чувствах или своих потребностях. Не принято бить посуду или колотить в гневе по столу. Так случилось, мы сами часто передаем детям то, чему научились у собственных родителей, но, вместо того, чтобы обвинять себя, подумайте, что вы не единственные, кто вкладывает в вашего ребенка хорошее и плохое. Кроме вас есть еще целый детский мир, который отражается в психике и теле вашего ребенка. И то, насколько разноцветным и радостным будет его отражение в детском сознании намного важнее, чем реальный цвет этого мира.

Восьмое. Йога физически развивает ребенка, его опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Автор: Наталья Зубович, http://www.yoga108.by