Рисование с малышом: приемы и игры

Рисование с малышом: приемы и игры

Рисунки на обоях, на полу, на собственных конечностях и, случайно, на маминой футболке – это современная реальность младенческого самовыражения. Ведь почти любая нынешняя мама уверена: чем раньше она даст своему малышу возможность попробовать себя в качестве художника или там маляра, тем лучше и полезнее.

Когда я была мамой малыша, то, как и большинство мам, вовсе не стремилась оспаривать эту вполне себе неплохую идею, и предлагала сыну размазывать содержимое банок с пальчиковыми красками по старым обоям и собственной коже, рисовать восковыми мелками и шлёпать акварельные кляксы куда попало. Стала ли эта сопряжённая со знатной уборкой деятельность причиной его последующей запойной страсти к рисованию или нет, нынче сказать нельзя. Зато можно поделиться теми принципами и играми, которые я сформулировала для себя по поводу изобразительного творчества самых-самых маленьких.

Мамы вообще любят переживать по любому поводу. Даже по поводу рисования. Некоторые мамы переживают, что ребёнок не рисует – ну вот совершенно не интересуется рисованием. У тех вон каждый день по новой упаковке пальчиковых красок расходуется, у этих уже вовсю «головоногов» рисует, а наш кисточку выбросил и воду для её ополаскивания выпил, вот и всё рисование. Другие переживают, что ребёнок слишком много рисует. Как это, других увлечений совсем нет? Может что-то с этим не так? Третьи переживают, что рисует, но что-то не то. Рисует одно и то же – одних сплошных цыплят по сто штук в день на ста листочках. Или возьмёт и весь лист одним цветом закрашивает, да ещё и – страшно сказать – чёрной краской!.. Так вот первым моим важным принципом поведения по поводу детского рисования – да и не только его – стала максима «не переживать попусту».

Все остальные идеи можно сформулировать более кратко, и они суть следующие:

  • Рисовать – это полезно.Даже если это не станет излюбленным способом отображения внутренних переживаний или выплеска внешних впечатлений, рисовать полезно с точки зрения развития графомоторики, цветового восприятия, сенсорного опыта. Поэтому если ребёнок не стремится сам рисовать, стоит приложить какие-то усилия, чтобы увлечь его этим.
  • Не стоит ждать, что малыш младше 3-х лет нарисует сюжетную картину, и уж тем более глупо это требовать. Часто не стоит даже ожидать изображения какого-либо осмысленного объекта, допустим, домика, в младшем возрасте детям интересно знакомиться и возиться с материалом, а не рисовать домики и портрет мамы.
  • Малыши любят смотреть, как рисуют взрослые.В худшем случае они с удовольствием наблюдают за этим процессом и просят нарисовать что-нибудь ещё, в лучшем – начинают подражать маме или папе. Даже если мы имеем дело с худшим случаем, это всё равно занятный вариант совместного досуга. Большинство взрослых рисовать не умеет, я отношусь к этому самому большинству, но приобретение книжек типа «Как нарисовать Джоконду за 30 секунд в 5 шагов, используя одни круги» творит настоящие чудеса. Я довольно быстро освоила любимых представителей фауны, а потом, с помощью сына, даже роботов-трансформеров.
  • Если мама и папа не имеют специального образования, тоне стоит становиться доморощенным психологом и, наслушавшись баек о психологических тестах по рисункам, ставить диагнозы ребёнку и делать далеко идущие выводы о его самооценке или начинающейся депрессии, опираясь на очередные каракули. Скорее всего, чёрный цвет он выбирает вовсе не потому, что видит во сне Мэрлина Мэнсона, а просто как наиболее контрастный и для него удивительный, а летающие деревья рисует не потому, что имеет искажённое впечатление о реальности, а по той простой причине, что не имеет понятия о перспективе и о необходимости её придерживаться.
  • Вопрос,давать ребёнку образцы или предоставить полный простор для самостоятельного творчества, в последнее время очень даже актуален, ведь кто-то стремится научить ребёнка правильно и единообразно изображать ёлку, крокодила и цветочек, а кто-то ратует за полностью свободное творчество, без каких бы то ни было шаблонов. Правильного и единственно верного ответа на него никто не дал, я же со своим ребёнком решила придерживаться принципа золотой середины: я с удовольствием покажу ему, как, по-моему, можно изобразить то или другое, у нас есть довольно любопытная библиотека самых разных руководств по рисованию, но я никогда не вмешиваюсь в его рисунок и не объясняю, как, что и где ему стоило бы нарисовать, если уж он хочет изобразить то, что задумал.
  • Нешуточные дискуссии идут и по поводуматериалов для рисования. Кто-то считает, что ребёнок может рисовать чем угодно, лишь бы рисовал, другие говорят, что пусть лучше совсем не рисует, чем возьмёт в руки фломастер, ведь после фломастеров ребёнок ни за что не станет рисовать карандашами или красками, это будет слишком сложно. У нас дома фломастеры были и остаются в почёте, как и все остальные рисующие принадлежности, но тут, безусловно, возможны варианты. Те же самые споры вызывают раскраски: стоит ли предлагать их ребёнку, или это загубит полноценное творчество? Впрочем, раскраски вполне достойны отдельной темы для обсуждения!
  • В раннем возрасте рисование –это совместная деятельность. Здесь не может быть «малыш рисовал», смысл есть только в «мы вместе рисовали» (которое порой подразумевает даже и такое: «я рисовала каляки, а ребёнок смотрел и смеялся»).

В период от года до трёх можно поиграть с малышом в рисование множеством самых разных способов. Перечислим самые излюбленные:

  • Рисование на больших листах бумаги пальчиковыми красками. Многие используют для этого старые обои, но подойдут и дешёвые газеты, и дорогой ватман.
Рисование с малышом. Техника 1
  • Рисование ватными палочками по чистым листам и готовым шаблонам (рисовать капельки дождя, которые падают из тучки, семечки, которые вызрели внутри подсолнуха и другие украшения и детали).
Рисование с малышом. Техника 2
  • Обведение готовых фигур и силуэтов по трафаретам. Когда надоест обводить руками, можно воспользоваться воздушными фломастерами blo-pens.
Рисование с малышом. Техника 3
  • Рисование с помощью штампов. Можно купить уже готовые штампы, а можно вырезать их из поролоновых губок, картофеля, использовать связку листьев салата, чтобы «печатать» цветы. Интересные рисунки получаются с помощью толстой нитки, которую окунули в краску.
Рисование с малышом. Техника 4
  • Использование для рисования валиков. Валики могут быть как малярными, для закрашивания сплошным цветом большого листа бумаги, так и фигурные, для того, чтобы рисовать длинные фигурные полоски и узоры.
Рисование с малышом. Техника 5
  • Рисование не только красками на бумаге, но и пальчиком по рассыпанной манке, на световом столе для рисования песком, по обычному песку на пляже, палочкой или варежкой по свежевыпавшему снегу.
Рисование с малышом. Техника 6
  • Рисование на бумаге разной формы (круглой, квадратной, огромной, малюсенькой, кривой, ровной…), разного цвета (рисунки белым по чёрному фону получаются очень красивыми), разными материалами (не забываем о множестве разновидностей красок, мелков, карандашей, которые сегодня можно найти в самых разных магазинах).
Рисование с малышом. Техника 7
  • Рисование на объёмных формах разных фактур. Специальными акриловыми красками можно раскрашивать камни, дерево, шишки и пластик, бутылки и другие стеклянные вещи раскрашиваем специальными витражными красками, есть свои краски и фломастеры для ткани.
Рисование с малышом. Техника 8
  • Предлагайте ребёнку доделывать и дорисовывать предметы вслед за вами: лепестки цветка украшаем точками, у пчелы рисуем чёрные полоски, у дерева зелёные кляксы, которые должны изображать листочки).
Рисование с малышом. Техника 9
  • Рисование с помощью круглого предмета (шарик, мячик, мандарин). Сначала можно густо намазать на листок краски разных цветов, затем приложить сверху шарик и от души покатать его по листу бумаги ладошкой. Получается весьма жизнерадостная абстракция!
Рисование с малышом. Техника 10
  • А ещё краску можно разбрызгать. Окунаем кисть или зубную щётку в разведённую с водой акварель и брызгаем на бумагу (и на себя конечно).
Рисование с малышом. Техника 11

Творческих вам поисков и находок!

Источник — http://fly-mama.ru