Раз, два, три, четыре, пять - учим малыша считать

Раз, два, три, четыре, пять — учим малыша считать

Цифры присутствуют в нашей жизни ежедневно. И каждому малышу рано или поздно предстоит знакомство с ними. Как сделать этот процесс результативным и увлекательным для дошкольника, как правильно научить ребенка быстро считать, рассказывается в данной статье.

Когда начнем? 

На вопрос, в каком возрасте ребенок может начинать постигать азы математики, однозначного ответа нет. Некоторые малыши-двухлетки с легкостью осваивают счет, однако воспроизводят они его автоматически. И не задумываются при этом, что означают данные цифры, не отождествляют их с определенным числом. Осознанный подход к математическим действиям в небольших пределах (до 5-10) детям под силу ближе к возрасту четырех-пяти лет. Важную роль тут также играют индивидуальные особенности ребенка – наличие интереса и способностей к данной науке, усидчивость, внимательность. Кроме того, детки усваивают новую информацию с разным темпом, и это надо обязательно учитывать при планировании объема и интенсивности занятий. 

Считать – это здорово 

Тяга к познанию всего нового заложена в детях природой. Задача взрослых – пробудить у дошколенка интерес к обучению. Чем сильнее ребенок стремится к знаниям, тем выше будет его результат. Поскольку такое понятие как цифра для малыша на первых порах еще незнакомо, а любые действия с числом – непонятны и сложны для восприятия, обучать его счету следует в процессе повседневной жизни, используя при этом привычные для ребенка предметы. Применять счет можно везде – дома, в магазине, на детской площадке, во время ежедневных игр. Заниматься надо легко и непринужденно, не огорчаться, если у малыша не сразу все получится, подбадривать его и обязательно отмечать успехи.

Помимо цифр 

Одна из задач родителей – научить ребенка ориентироваться в пространстве. Такие понятия, как: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, под, над, внутри, снаружи, между, рядом, — лучше всего учить с детьми во время обыденных занятий или прогулок. Ребенок с достаточно развитым пространственным мышлением будет легче справляться с различными логическими упражнениями, а также получит хорошую базу для изучения геометрии в будущем.

Малышу наверняка понравятся несложные задания по этой тематике. К примеру, нарисовать и озвучить маршрут, который преодолеет машина по дороге из одного города в другой. Причем этот маршрут можно изобразить как фломастером на бумаге, так и мелком на асфальте, а можно вовсе проложить его в песочнице. 

Вариант полезного и веселого времяпровождения – небольшие квесты с поиском призов или сладостей, заблаговременно спрятанных родителями где-нибудь в квартире.

Постепенно следует вводить в обиход ребенка понятие величины: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже. И помнить при этом о принципе наглядности – кроха лучше запомнит новый материал, когда он возьмет в руки мяч побольше или карандаш подлиннее, найдет в парке самое низкое дерево и самую широкую аллею.

Еще один шаг – знакомство малыша с основными геометрическими фигурами (плоскими и объемными). Их образы ребенок должен научиться находить среди предметов, которые его окружают.   

Параллельно надо объяснять малышу значение терминов «один», «много», «столько же». И обращать его внимание на то, что большое количество предметов он может сосчитать. Именно для этого ему и надо знать цифры. 

Раз – ступенька, два – ступенька… 

Чтобы ребенок освоил счет, для начала запомнил последовательность цифр и смог правильно воспроизвести ее, взрослые могут применять разные приемы. Например, разучивать с малышом стишки-считалочки, в которых присутствуют названия цифр (они также отлично тренируют память), считать пальчики ручек и ножек, конфеты в вазе, ступеньки в парадном, встречающиеся по дороге в сад машины, деток в песочнице, птиц на дереве. Можно приобщать кроху к накрыванию стола на ужин (посчитать тарелочки и приборы), к развешиванию стирки (посчитать прищепки), к выбору фруктов в супермаркете (посчитать мандарины и яблоки). Наглядные примеры помогут ребенку понять, зачем ему необходим счет, какую пользу он может извлечь из этих знаний, что в свою очередь повысит его заинтересованность в занятиях. 

Учим цифры

Малыш постепенно осваивает правильный порядок цифр в числовом ряду. Теперь самое время разобраться с логической цепочкой «цифра – число – количество». Другими словами, осмыслить счет, научиться соотносить цифру с неким числом и определенным количеством.