Как лучше всего провести летние каникулы ребенку-школьнику?

Как лучше всего провести летние каникулы ребенку-школьнику?

Игра подобна удобрению для роста мозга.
Не использовать её – безумие.
С. Браун

К концу мая перед родителями встаёт вопрос: «Заниматься ли летом с ребёнком или же дать ему полную свободу от занятий?» С одной стороны, страшно, что чадо на каникулах забудет всё, что учил. С другой стороны, хочется, чтобы он полноценно отдохнул. Некоторые мамы ждут не дождутся, чтобы за лето ударными темпами освоить программу следующего года —пока никто не мешает, не дёргает.

Как найти золотую середину? Чтобы родители были спокойны, а дети счастливы 🙂

Наткнулась на интересную статью-интервью психолога на эту тему. Рассказывает Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама одиннадцати детей.

— Екатерина, нужно ли заниматься летом с детьми или можно беззаботно отдыхать все лето?

— Речь, как я понимаю, идёт о младших школьниках и об учениках первых классов средней школы. Дети постарше, я думаю, уже сами знают, что им нужно.

В принципе дополнительные занятия летом не помешают, только если родители подойдут к этому вопросу грамотно. Иначе такие занятия окажутся только во вред.

— А если родители хотят, чтобы ребёнок в следующем году лучше занимался, скажем, по математике?

— Если вы хотите поднять уровень освоения того или иного предмета, то тогда нужно выбирать задания, не похожие по форме на школьные. Это могут быть какие-то математические игры, если речь о математике, речевые, если речь про язык, географические. Нужно не оставлять иностранный язык, но так, чтобы это тоже было интересно, по-новому, не по-школьному.

Что точно не надо делать и что непозитивно сказывается на общем тонусе ребёнка — не надо проходить программу следующего года, особенно — с учениками младших классов.

Не зря делают такие долгие летние каникулы. Если летом не дать мозгу ребёнка отдохнуть, то потом у него не будет сил на насыщенный учебный год.

Если вы чувствуете, что ребёнку нужен интеллектуальный рывок, правильно отправить его в какой-нибудь детский интеллектуальный лагерь. Это то место, где в команде, в игровой форме детям предлагаются интеллектуальные задания. То есть ребёнок и развивается, и отдыхает. Если сидеть дома и заниматься летом с репетитором, то такого результата не получишь.

— В какое время дня лучше заниматься летом? Как распределять занятия — сегодня читаем, завтра английский?

— Важно выработать алгоритм уроков, чтобы ребёнок понимал, что за чем следует. Здорово, если вы поделите объем предполагаемых летних заданий вместе с ребёнком или даже вы предложите это сделать ему: самому составить расписание. Чтобы ребёнок чувствовал себя не заложником, а активным участником процесса.

— Каких ошибок следует избегать родителям?

— Типичная ошибка родителей отличников в том, что они считают: вот мы сейчас ударно с детьми позанимаемся, и потом в течение учебного года ребёнку будет легче. Но в результате ребёнок, не отдохнувший летом, у которого на каникулах было по три — четыре напряжённых урока, приходит к новому учебному году усталым, уже не мотивированным к учёбе.

Главная задача ребёнка летом всё-таки — отдохнуть, нагуляться, наобщаться с природой, восстановить силы, а не повысить свой учебный уровень. Даже нам, взрослым, необходим отпуск. Хотя есть люди, которые привыкают работать без отпуска, но все знают, как это влияет на трудоспособность.

Не нужно воспринимать каникулы как время, в которое ребёнка нужно обязательно нагрузить учёбой, поднапрячь. Для этого у него есть учебный год.

Светлана Краузе