Начало посещения ребенком детского сада, кризис не только для самого ребенка, но и для его родителей и семьи в целом. Меняется жизнь ребенка – новые люди, новые правила, новый режим, новые игры, новое все! Для родителей жизнь тоже меняется – новый режим общения с ребёнком, новые тревоги “как-он-там-без-меня”, свободное время, которое пока не понятно чем занять.
За первые две недели в беседах с родителями только и слышалось: А нормально, что он утром ревёт нечеловеческим голосом? а нормально, что он говорит, что ненавидит меня? А почему он описался в штаны – такого у нас никогда не было!? и ещё много-много других вопросов.
Ниже я постаралась собрать типичные реакции детей в период адаптации, объяснить их причины и дать рекомендации о том, что делать родителям.
НОРМАЛЬНО ЕСЛИ: | ПОЧЕМУ | ЧТО ДЕЛАТЬ |
1. ребёнок первое время в плохом настроении, плачет, отказывается идти в детский сад, устраивает истерики. | Ему страшно – ребёнок действительно боится, что вы его оставите в детском саду навсегда.Ребёнок ещё не знает, как себя вести в саду (нет необходимых навыков поведения. Те, что есть – не подходят) | 1. Действуйте уверенно и последовательно (быстро собраться утром, не поддерживать разговоры о нежелании идти в сад, быстро проститься утром)2. Как «заклинание» повторяйте ребёнку чем он будет заниматься в саду, когда и кто за ним придёт (ты поиграешь, позанимаешься, покушаешь фрукты, погуляешь и я за тобой приду). |
2. ребёнок злится, выры-вается, может даже ударить взрослого | Он злится на вас за то, что вы планируете оставить его. Он думает, что вы его предали. | 1. Действуйте последовательно и быстро во время сборов и прощания.2. Повторяйте о том, что вы знаете, как ему тяжело, но что это скоро пройдёт.3. Не вступайте в дискуссии о том, почему он не хочет идти в детский сад (с высокой степенью вероятности он докажет вам, что детский сад – самое ужасное место не земле)4. Говорите, что любите его и скажите, когда вернётесь за ним. |
3. ребёнок заторможен | Заторможенность – замирание ребёнка – это один из вариантов реакций на стресс отрыва от мамы и новую обстановку. | 1. Будьте доброжелательными, ласковыми.2. Проявляйте заинтересованность и энтузиазм по отношению ко всему, что происходит в детском саду.3. Дайте ребёнку время в своём темпе освоиться с новой жизнью. |
4. ребёнку, который обычно любознателен и активен ничего не интересно, не хочет играть, не обращает внимание на других детей | Ребёнку нужно время, чтобы сориентироваться в новой обстановке, понять правила по которым живут в новом пространстве. | 1. Дайте ребёнку время.2.Отмечайте его малейшие успехи.3.Проявляйте истинную заинтересованность в том, что ребёнок должен освоить. |
5. ребёнок ничего не ест – плохо ест как в саду, так и дома. | Стресс захватывает весь орга-низм ребёнка, все системы (психологические, физиологические). Он не хочет есть, т.к. испытывает сильные негативные эмоции.Еда в саду – новая не знакомая. Ребёнок должен привыкнуть к её вкусу, виду. | 1. Быть ласковым, бережным и терпимым к капризам ребёнка.2. Поощрять его успехи, обращать внимание и фиксировать позитивные сдвиги, хвалить ребёнка. |
6. ребёнок стал писать в штаны в саду, растерял навыки самообслуживания | это тоже реакция на стресс:1. ребёнок не знает (боится) как попроситься в туалет и терпит до последнего2. регрессирует, чтобы показать вам, что он ещё маленький и должен быть дома (особенно если вы ему говорите, что он уже большой и поэтому должен ходить в сад). | 1. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он испачкал штаны.2. Проявите терпение, и внимание. Будьте доброжелательны. Объясните ребёнку, что в следующий раз, когда он захочет пописать, он должен сказать воспитателю.3. В течении 2-3 недель потерянные навыки самообслуживания должны вернуться. |
7.ребёнок может заболеть | Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается со-противляемость организма. | 1. Будьте доброжелательны. Скажите ребёнку, как вы расстроены, что теперь из-за болезни вы пропустите столько всего интересного в саду. 2. Ограничьте дома все развлечения ребёнка до самых простых (никаких мультиков, гостей, новых игрушек). Болеть не должно быть весело. Иначе может закрепиться мысль ребёнка «если я буду болеть, то можно и не ходить в сад – весело проводить время дома). |
8. ребёнок может больше чем обычно проявлять к вам нежность, любовь, не отходить от вас, когда вы дома. | Ребёнок пытается компенси-ровать возникший дефицит общения и ласки.Сила стресса присысила компенсаторные возможности организма. | Всегда отвечайте на проявления ребёнком нежности и сами будьте нежны и внимательны с ним. После того, как установится новый режим и интенсивность стресса снизится – всё встанет на свои места. А пока нужно терпение. |
9. Ребёнок стал заикаться. ЭТО НЕ НОРМАЛЬНО. | Заикание – это показатель чрезмерной перегрузки , переработать которую детская психика уже не в состоянии. | Не затягивая, обратитесь за консультацией к детскому психологу. |
Автор – детский психолог Нина Хомерики
Источник – http://www.xomeriki.ru